Новости и анонсы

28.06.2019

39% онкобольных 3-4 стадии не обращались за медпомощью

39% онкобольных 3-4 стадии не обращались за медпомощью

Такие данные прозвучали на состоявшейся в рамках V Международного онкологического форума «Белые ночи 2019» дискуссии «Роль страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных с онкологическими заболеваниями». Решение проблемы позднего выявления злокачественных новообразований возможно только в рамках перехода страховых медицинских организаций к новым принципам работы и слаженной системе взаимодействия их с медицинскими организациями.

Повышение эффективности онкологической помощи является одной из основных задач, стоящих перед системой здравоохранения. Для ее решения необходимо сосредоточиться на раннем выявлении онкологических заболеваний на стадии профилактических мероприятий. Повышение уровня онконастороженности – задача, стоящая не только перед врачами-специалистами, но в первую очередь, врачами первичного звена. Сосредоточиться на повышении заботы о собственном здоровье со стороны граждан, привлечь их к прохождению профилактических мероприятий, повысить мотивацию выполнять рекомендации медиков – задачи, стоящие перед страховыми медицинскими организациями (СМО) на ближайшие годы, которые могут решаться во взаимодействии с пациентским сообществом.

Важная роль в защите прав онкобольных на всех этапах лечения и особенно – в восстановлении нарушенных прав пациентов – возложена на страховых представителей третьего уровня. «Начиная с 2019-го года, происходит переориентация системы ОМС на усиление роли страховых медицинских организаций. Теперь страховые медицинские организации обязаны не просто информировать людей, они должны сопровождать их в оперативном режиме, практически в режиме онлайн. Я думаю, что к 2024 году мы подойдем именно к этому, в том числе, в части онкологических заболеваний», – отметила Начальник Управления организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС Ольга Верховодова

В ходе разработки и реализации Новых правил ОМС «заострено внимание на сложности поставленных перед СМО задач, требующих с одной стороны индивидуального подхода к судьбе каждого застрахованного, а с другой стороны – выполнения большого объема экспертных мероприятий силами специалистов-экспертов и экспертов-онкологов», – отметила начальник Управления организации контроля качества медицинской помощи ТФОМС Санкт-Петербурга Марина Карачевцева.

Непродуктивная дискуссия о целесообразности системы ОМС и СМО завершена. «У нас есть национальные проекты, в которых четко определена роль страховых медицинских организаций. Их роль обозначена точно и с явным изменением функционала. Теперь страховщики будут не только контролировать процесс лечения постфактум, но и оказывать непосредственную поддержку застрахованным лицам в процессе лечения, безусловно, не вторгаясь в сферу компетенции медиков, но максимально содействуя им», – подчеркнул Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.

После подготовительной работы, проведенной в 2017-2018 гг., Федеральный ФОМС разработал систему взаимодействия страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Она позволяет более точно отслеживать сроки оказания медицинской помощи и постановки на диспансерный учет, что порой оказывается критичным при лечении онкологических заболеваний. Информационный обмен между профильными участниками системы: территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями – является одним из ключевых аспектов совершенствования системы взаимодействия. Единый подход к процедурам обработки счетов, формализация схемы лечения, общее использование алгоритма отбора материалов для последующих экспертиз позволяет участникам системы ОМС взаимодействовать более эффективно. «Информационный обмен является основой системы ОМС», – заявил исполнительный директор по экспертизе медпомощи АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Юрий Брудастов, – «Большим стимулом для его развития стали инициативы Министерства здравоохранения РФ, Федерального Фонда ОМС по включению новых «полей» в обработку счетов, что привело к резкому сокращению наиболее типичных ошибок медицинских организаций».

Снижению общего числа и степени тяжести дефектов качества оказания онкологической помощи способствовало и внедрение новых методических рекомендаций. «Проведенная ранее масштабная экспертиза качества медицинской помощи в сфере онкологии (было изучено около 4,7 тысяч историй болезни) показала, что в 2017-2018 гг. доля дефектов достигала 92,7%. Анализ результатов этого исследования помог нам составить новые методические рекомендации, следование которым со стороны медицинских работников существенно улучшило ситуацию», – рассказал Алексей Старченко, советник генерального директора ООО «Капитал Медицинское Страхование». Об этом, отчасти, свидетельствует статистика ТФОМС Санкт-Петербурга. По словам Марины Карачевцевой, в среднем по экспертизе качества медпомощи доля дефектов составляет – 19,8%.

В этой связи можно констатировать, что в системе ОМС складывается эффективная модель превентивного выявления и устранения типовых нарушений, в том числе за счет оптимизации службы медицинской экспертизы и ее переориентации на оказание поддержки пациентов на этапах профилактики и онко-скрининга. Тем не менее, проблема позднего выявления злокачественных новообразований продолжает беспокоить как медицинское, так и страховое сообщества.

По словам Алексея Старченко, на сегодняшний день теоретически эффективный механизм – онкоконсилиум дает сбои. По существующим правилам, достаточно указывать дату консилиума, не предоставляя результаты совещания. Для оказания полноценной поддержки пациенту необходимо предусмотреть в нормативных актах требование об обязанности МО указывать в медицинской карте пациентов протоколы онкоконсилиума с календарем дат курсов химиотерапии и/или радиотерапии.

Нарушение прав онкобольных имеет и еще один важный аспект – неготовность самих застрахованных уделить время онко-скринингу. «По данным ООО «АльфаСтрахование-ОМС», в течение 6 месяцев, предшествовавших времени постановки диагноза онкологического заболевания на 3–4 стадии, треть больных не обращались за медицинской помощью, остальным 2/3 оказывалась медицинская помощь, причём более половины из них побывали на приёме у профильных специалистов, которые могли выявить новообразование соответствующей локализации – рассказал заместитель руководителя дирекции медицинской экспертизы ООО АльфаСтрахование-ОМС Сергей Шкитин. – Эффективность лечебных мероприятий при онкологических заболеваниях во многом зависит от раннего выявления данной патологии, которая в свою очередь зависит от онконастороженности врачей различных специальностей и пациентов». 

Новые правила ОМС фиксируют основные задачи страховых представителей третьего уровня по предотвращению ухудшения состояния здоровья пациентов и формированию приверженности лечению. «Сегодня мы ознаменовали новый этап и переходим от констатации нарушения прав гражданина в сфере здравоохранения по итогам ретроспективных экспертных мероприятий к восстановлению нарушаемого права застрахованного лица», – подчеркнул Алексей Старченко.

Как отметил Председатель Координационного совета МОД «Движение против рака», член Общественного совета при Минздраве России Николай Дронов, «система ОМС становится не только основным драйвером федерального проекта по борьбе с онкологическими заболеваниями, это еще и прямой инструмент повышения доступности и качества медицинской помощи, контроля за объемами, сроками, и другими показателями, влияющими на доступность и качество медицинской помощи». По словам Дронова, рано или поздно общественные организации пациентов перейдут исключительно к «культурно-массовым мероприятиям» и перестанут заниматься защитой прав и охраняемого законом интересов онкологических больных, потому что есть система ОМС и ядро этой системы – страховые медицинские организации, которые выполняют большой функционал по защите прав онкобольных.

«С усилением роли страховых медицинских организаций мы придем к той системе ОМС, которая будет стоять исключительно на защите интересов граждан. Более того, в этой системе будет существовать не только система штрафов и обвинений кого-то в нарушениях, но и позитивное стимулирование тех, кто работает эффективно, – сказал Дмитрий Кузнецов.

Остались вопросы?
Напишите нам!