Онкологические больные из глубинки добились лечения
Онкологические больные из российской глубинки, которым отказали в лекарствах, отстояли свои права, обратившись в «Движение против рака».
Надежду Ванькову из Саранска (республика Мордовия) прооперировали в 2005 году после того, как обнаружили у нее высоко агрессивную форму рака молочной железы с гиперэкспрессией по HER2+фактору. Ее жизнь напрямую зависела от получения дорогостоящего инновационного противоопухолевого препарата. Спасительное лекарство пациентке после получения льготы приходилось «выбивать» до тех пор, пока она не обратилась за помощью в «Движение против рака».
Активисты Движения по договоренности с руководством Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) передают в надзорное ведомство анкеты онкологических больных, которым отказывают в лекарствах. Ситуация с Надеждой, как и с другими пациентками, страдающими высоко агрессивной формой рака молочной железы, не терпела отлагательства. Такой вид рака может развиваться стремительно, традиционная терапия неэффективна и может привести к росту опухоли.
После удаления груди врачи продолжали лечить пациентку устаревшими препаратами. В результате, в печени и легких обнаружились метастазы. О том, что ей может помочь инновационный препарат, Надежда с мужем узнали… из интернета. Только в РОНЦ им. Н.Н. Блохина в Москве она получила рекомендацию врачей о том, что ей показано это лекарство. Наконец, через три месяца после приема долгожданного препарата, метастазы исчезли.
Однако лекарство ей надо принимать каждые три недели, иначе, при перерыве в курсе лечения, метастазы вернутся. Лекарство Надежде выписывали с перебоями не в полном объеме. В итоге летом 2008 года на очередном обследовании в РОНЦ у Надежды обнаружили рецидив в печени. Но и после этого приходилось подолгу ждать выдачи флаконов препарата. В декабре Надежда Ванькова оказалась в угрожающей ситуации, все прежнее лечение оказалось под угрозой. В отчаянном состоянии Надежда обратилась в «Движение против рака». Вскоре ее анкета была передана в Росздравнадзор.
После вмешательства надзорного ведомства Надежду Ванькову обеспечили препаратом, и теперь ее ситуация находится под контролем Росздравнадзора. Более того, история с лекарственным обеспечением больной стала поводом для серьезных разбирательств в органах управления здравоохранения республики Мордовии.
Если Надежда Ванькова нуждается в дорогостоящем препарате, то Олесе Владимировой из деревни Малая Ржава (Велижский район, Смоленская область) оказался недоступен даже недорогой.
У Олеси первая стадия гормонозависимого рака молочной железы. Почти идеальная ситуация для лечения. Чтобы «сбить» уровень гормонов, ей нужно постоянно принимать назначенный препарат. Единственный перерыв – и все лечение насмарку.
Но даже такой относительно недорогой по меркам онкологии препарат (8900 рублей) оказался недоступным для местного бюджета. Мучения с получением лекарства длились больше года. Олесе предлагали зайти «завтра», «футболили» по кабинетам.
А осенью 2008-го, когда лекарства снова не оказалось в наличии, химиотерапевт предложила 28-летней пациентке «радикальное решение» - удалить яичники. Олеся отказалась от калечащей операции. Мечтая о детях и всего лишь при первой стадии заболевания, она не собиралась становиться калекой только из-за того, что для нее не нашли лекарства.
Олеся обратилась в прокуратуру. Ей стало известно, что не одну ее посылают на «стерилизацию». Уже через десять дней после прокурорского воздействия ей позвонили из аптеки и попросили зайти за лекарством. Но не идти же каждый месяц в прокуратуру за лекарством? Тогда она заполнила на сайте «Движения против рака» анкету для тех, кому отказывают в бесплатном лекарстве.
После вмешательства Росздравнадзора, получившего анкету Олеси Владимировой, лекарства для нее нашлись скоро. Теперь по ее лечению отчитываются персонально.
Сейчас Надежда и Олеся продолжают лечение. 4 февраля они приняли участие во Втором ежегодном форуме «Движения против рака». Обратившись к его участникам, среди которых были и онкологические больные, они призвали пациентов не бояться отстаивать свои права на лечение при помощи надзорных органов и «Движения против рака».