Пациентские организации призывают решать медицинские проблемы с помощью досудебного урегулирования конфликтов
Пациентские организации выступают за досудебное урегулирование конфликтов между врачами и пациентами. Юридическое и пациентское сообщества прогнозировали значительный рост судебных дел, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. Но время шло, а исков практически не было. Этому факту очень удивлялись юристы. Да и последние данные Всероссийского союза страховщиков говорят о том, что COVID-19 – не главная причина роста числа обращений пациентов в страховые медицинские организации (СМО). На них приходится только 17,5% всех жалоб пациентов в СМО. Однако ситуация начала меняться вследствие деятельности правозащитных организаций, которые в своих коммерческих интересах стали формировать в обществе тренд на взимание денежных компенсаций с медицинских организаций.
«Сложности, с которыми столкнулась российская система здравоохранения в связи с эпидемией COVID-19, коснулись практически каждого россиянина. Новая болезнь принесла горе во многие дома и семьи. Многие потеряли своих родных и близких. Это утрата, которую невозможно восполнить ничем… Но она и всегда вызывает вопросы. Например, можно ли было избежать трагедии, и кто виноват. Понятно, что люди пытаются получить ответы на эти вопросы. И один из возможных способов – обращение в суд. Однако – это самая крайняя мера. Есть другие законные, довольно простые и эффективные методы отстоять свои права на оказание качественной медицинской помощи в системе ОМС и предотвратить трагедию на этапе оказания медицинской помощи. А подобные призывы – это расшатывание и без того напряженной ситуации в здравоохранении», - считает глава координационного совета общественной организации «Движение против рака» Николай Дронов.
По его мнению новая коронавирусная инфекция стала вызовом для всего мира. «И наша система здравоохранения училась и учится работать в новых условиях, а врачи - лечить новую инфекцию в обстановке «военного времени». Паразитировать на ошибках системы – недопустимо. Необходимо решать проблемы и улучшать качество оказания медицинской помощи. Вместо этого со стороны т.н. правозащитных организаций идут призывы обращаться в суд за компенсацией».
Сейчас в системе ОМС усилен контроль над оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. Кроме того, существует механизм защиты прав пациентов на всех этапах ее оказания. Это институт страховых представителей – бесплатных помощников пациентов. «Задача страховщика - не только проконсультировать пациента, но и оказать действенную помощь. Страховые представители связываются с медорганизациями, помогают решить трудности в маршрутизации пациентов, добиваться приема у врачей. Понимая боль родных, я все-таки скажу: лучше разбираться не с помощью правоохранителей, возбуждая уголовные дела против врачей, а с помощью специалистов страховых компаний. И действовать нужно, когда можно что-то изменить, когда трагедия еще не произошла», - подчеркивает член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Надежда Гришина.
Приведем пример. В страховую медицинскую компанию обратилась пациентка, с подтвержденным в поликлинике диагнозом Ковид, с жалобой на длительное ожидание приезда скорой помощи. Амбулаторное лечение в течение недели не принесло положительных результатов, состояние ухудшилось. Бригада скорой помощи в течении 3-х дней не приезжала на вызов. Страховые представители незамедлительно связались с администрацией станции скорой медицинской помощи, была передана суть обращения, рекомендовано оказать содействие в получении необходимой медицинской помощи. Пациентка при содействии страховых представителей была госпитализирована в экстренном порядке в ковидный стационар бригадой скорой медицинской помощи.
«Согласитесь, что такой способ решения трудностей в получении медицинской помощи эффективен. Многие трагедии можно предупредить до момента их наступления. Для этого нужно просто сделать звонок в СМО по телефону, указанному на полисе ОМС и попросить помощи страхового представителя в организации своевременной медицинской помощи. Страховой представитель выяснит, почему не приехала «скорая помощь», почему пациента не обследовали, почему не госпитализировали, именно он займется организацией помощи», - отмечает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.