Резолюция
Форума пациентских организаций ПФО «Роль пациентских организаций в совершенствовании государственной политики в сфере социальной политики и здравоохранения»
город Ульяновск, 9 апреля 2013г.
Участники форума пациентских организаций Приволжского Федерального округа «Роль пациентских организаций в совершенствовании государственной политики в сфере социальной политики и здравоохранения», основываясь на анализе опыта взаимодействия государственных органов власти и общественных объединений активно работающих в сфере здравоохранения, в рамках формирования «проблемного листа пациентов», составленного в ходе проведения совместных обсуждений, приняли настоящую Резолюцию в качестве общего мнения представителей органов власти, пациентов и их объединений, и считают необходимым донести свое мнение до органов государственной власти, широкой общественности, средств массовой информации.
Участники Форума отмечают, что на сегодняшний момент наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях органов государственной власти, профессионального медицинского сообщества с объединениями и обществами пациентов, накоплен значительный позитивный опыт деятельности НКО в сфере охраны здоровья граждан: реализуются программы информационной поддержки пациентов и их семей; поддерживаются соответствующие общественные регистры пациентов; ведется активный диалог с федеральными и региональными органами власти по повышению качества медицинской помощи оказываемой разным группам населения.
Однако считаем, что государству, во взаимодействии с профессиональными медицинскими объединениями и обществами пациентов, в ближайшее время необходимо решить ряд особо острых вопросов, которые волнуют пациентское сообщество и предпринять решительные шаги по дальнейшему повышению качества и доступности оказания медицинской помощи населению.
Повышение качества жизни пациентов является результатом активности структур гражданского общества и органов власти, рационально организованное пациентское сообщество может быть высокоэффективным в управленческом, медицинском, реабилитационном, пропагандиском и законотворческом планах. Опыт успешно функционирующих общественных организаций сегодня высоко востребован и может быть использован для улучшения качества медицинской и социальной помощи при различных заболеваниях, в том числе редких (орфанных) заболеваниях: онкологических, гематологических, обменных и прочих. Общественные организации, действуя на основании реального запроса пациента, эффективно определяют направление деятельности, мобилизируют человеческие, информационные и материальные ресурсы. Осуществляя контроль качества медицинских, реабилитационных и социальных мероприятий, они являются активными участниками информационного сообщества, обеспечивая "обратную связь" между институтами власти и гражданами, содействуя социальной реабилитации и адаптации инвалидов через вовлечение их в социально полезную деятельность, создании позитивного стимулирующего микроклимата. Активная и конструктивная деятельность общественных организаций является непременным атрибутом активного гражданского общества необходимость укрепления которого обеспечивает стабильность и эффективность демократического государства.
Участники Форума отдают себе отчет в том, что основная тяжесть борьбы против заболеваний лежит на государстве, и поддерживают организационные и практические мероприятия, проводимые в нашей стране, в ПФО и Ульяновской области, с целью снижения заболеваемости и смертности населения.
При этом пациентские общественные организации региона обеспокоены проблемой сокращения численности населения, сохранения отрицательных тенденций в демографическом балансе регионов и считают, что это требует от региональных властей принятия дополнительных мер, в том числе законодательного характера, способных переломить сокращение численности населения и снизить смертность.
Форум считает необходимым продолжить формирование механизма взаимодействия обществ пациентов и органов исполнительной и законодательной власти. Позитивным примером в этой области является деятельность Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения Ульяновской области и других органов государственной власти.
Считаем целесообразным расширять эту практику и привлекать некоммерческое партнерство "Медицинская Палата Ульяновской области" в качестве «переговорной площадки» для общественного обсуждения проектов решений государственных органов власти в сфере здравоохранения, осуществления общественной экспертизы проектов таких решений, более активного вовлечения обществ пациентов и профессиональных медицинских объединений, что позволит повысить качество подготавливаемых решений и осуществлять контроль за их последующей реализацией.
Активное привлечение гражданского общества к формированию и реализации эффективных и прозрачных механизмов общественного контроля в сфере здравоохранения будет способствовать тому, что вложенные в эту сферу значительные бюджетные средства будут расходоваться по целевому назначению и рационально и будет способствовать формированию серьезного барьера препятствующего коррупции, массовым нарушениям прав пациентов, бесконтрольному расширению платных медицинских услуг.
От лица всего пациентского сообщества обращаемся к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, региональной исполнительной и законодательной власти, а также к Министерствам здравоохранения и социального развития регионов ПФО со следующими предложениями:
1. Пересмотреть в сторону существенного увеличения бюджеты регионов в разделе расходов на здравоохранение.
2. Учитывать мнение представителей общественных и некоммерческих организаций пациентов и медицинских работников при формировании и реализации региональных планов мероприятий, направленных на повышение эффективности здравоохранения «Дорожная карта», утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. №2599-р.
3. Предусмотреть финансирование региональных программ ранней диагностики, профилактики и реабилитации заболеваний.
4. У пациентского сообщества вызывает опасение расширение сферы платных медицинских услуг. Государство обязано обеспечить действие конституционных норм о бесплатной медицинской помощи, оказываемой гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Государственные органы, надзирающие за исполнением действующего законодательства, должны исключить возможность трактовки конституционных норм и запретить принятие законодательных и нормативно-правовых актов, умаляющих право гражданина России.
5. Увеличить бюджетные ассигнования на лекарственное обеспечение региональных льготников для снижения напряженности в вопросе получения пациентами своевременной качественной медицинской помощи.
6. Право на получение льготного лекарства должно основываться не на статусе «инвалид», а на наличии тяжелого угрожающего жизни хронического заболевания.
7. Учитывать предложения пациентских общественных организаций в национальную Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года, создание которой предусмотрено подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»: наладить в регионах систему учета реальной потребности в лекарственных средствах; разработать меры по ликвидации очереди на лекарственное обеспечение (длительные т.н. «листы ожидания»), в том числе и за счет средств областных бюджетов; сохранить централизованное лекарственное обеспечение программы «7 нозологий»; отработать механизм мониторинга клинической эффективности применяемых лекарственных средств (в т.ч. воспроизведенных, т.н. «дженериков»); активно внедрять программы софинансирования (лекарственное страхование) и др.
8. Предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию региональных программ реабилитации инвалидов и пациентов – бесплатное посещение ЛФК, бассейнов, выставок, спектаклей и пр.
9. Необходимо расширять формы взаимодействия пациентских и медицинских сообществ с представителями органов исполнительной и законодательной власти. Создание «переговорных площадок», на которых проводились бы общественные слушания проектов законодательных и нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов власти в сфере здравоохранения позволит повысить качество подготавливаемых решений и осуществлять контроль за их последующей реализацией.
10. Практическая реализация задачи расширения общественного контроля в сфере здравоохранения и социальной политики. Безусловно, это требует изменения действующей нормативной базы, включая принятие соответствующего специального федерального закона о гражданском (общественном) контроле в Российской федерации. Привлекая гражданское общество к формированию и реализации эффективных и прозрачных механизмов общественного контроля государство может рассчитывать на то, что вложенные в эту сферу значительные бюджетные средства будут расходоваться по целевому назначению и рационально.
Участники форума пациентов приняли настоящую Резолюцию в качестве общего мнения пациентов и их объединений, и считают необходимым донести свое мнение до органов государственной власти, широкой общественности, средств массовой информации.
Форум отмечает, что государству во взаимодействии с профессиональными медицинскими объединениями и обществами пациентов в ближайшее время необходимо предпринять решительные шаги по повышению качества и доступности оказания медицинской помощи населению.
Форум считает необходимым обратиться к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти активно способствовать взаимодействию с гражданским обществом с целью повышения эффективности всей системы здравоохранения.
В свою очередь, общественные объединения пациентов готовы активно содействовать государственной политике направленной на сохранение социальных гарантий и прав граждан на бесплатную и качественную медицинскую и социальную помощь.