Стратегия развития здравоохранения до 2030 года
Министр здравоохранения Вероника Скворцова представила Общественному совету при Минздраве Стратегию развития здравоохранения Российской Федерации на период с 2015 по 2030 годы.
«Целью Стратегии является формирование Национальной системы здравоохранения, включающей все медицинские службы и организации, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности, работающей в рамках единого нормативного и правового поля, а также единого государственного, экспертного и общественного контроля», - сообщила Скворцова.
В проекте Стратегии определены приоритеты и основные направления развития здравоохранения, а также задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни, снижение уровня смертности и рост рождаемости. По словам министра, в первую очередь, необходимо сохранить государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи населению.
Комментарий Николая Дронова
Член Общественного совета при Минздраве России, председатель Исполнительного комитета МОД "Движение против рака", заместитель исполнительного директора по правовым вопросам НП "Равное право на жизнь" Николай Дронов высоко оценил подготовленный проект Стратегии и дал свой комментарий: «Мы приветствуем концептуальный подход развития общественных отношений в сфере охраны здоровья, который заложен в проект «Стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 годов», презентованной В.И.Скворцовой на заседании Общественного совета при Минздраве РФ. Многие предложения, которые МОД "Движение против рака" и НП "Равное право на жизнь" на протяжении более чем 5 лет систематически и последовательно направляли высшему политическому руководству страны, наконец-то нашли отражение в проекте «Стратегии…-2030». Особо следует приветствовать меры, направленные на выполнение поручений Президента страны В.В.Путина по коренному совершенствованию системы медицинского страхования. Реализация концептуальных положений Стратегии-2030 в части модернизации системы медицинского страхования и внедрения инструментов государственно-частного партнёрства сделает получение высококвалифицированной и самой современной медицинской помощи и лекарств нуждающимися гражданами нашей страны более доступным, перекроет возможности спекуляции отдельными недобросовестными организаторами здравоохранения и руководителями медорганизаций так называемой «бесплатной медицинской помощью», обеспечит невозможность использования разного рода серых и чёрных схем при оплате медицинской помощи, поставит крест на бытовой коррупции в отрасли. А главное – такой подход позволит на ментальном уровне воспитать в наших согражданах чувство глубокой ответственности за самое дорогое, что есть у человека – за своё здоровье!».
Развитие ОМС
В Стратегии сказано, что развитие обязательного медицинского страхования основывается на принципах солидарности и социального равенства. Формирование доходов обязательного медицинского страхования полностью основано на консолидированном принципе, планирование расходов – на подушевом нормативе финансового обеспечения. Это позволит устранить диспропорции в финансовом обеспечении субъектов РФ.
Дополнительное медицинское страхование (ОМС+)
Стратегия также предусматривает развитие добровольного, дополнительного к ОМС, медицинского страхования (ОМС+). Оно заключается в предоставлении застрахованным лицам медицинских и сервисных услуг, не входящих в базовую программу ОМС, или осуществляемых на условиях, не предусмотренных базовой программой ОМС. Поэтапно это приведет к полному разделению платных и бесплатных медицинских услуг при оказании медицинской помощи.
Предоставление медицинских услуг по программам добровольного, дополнительного к ОМС, медицинского страхования будет осуществляться в медицинских организациях, работающих в сфере ОМС. На данные медицинские организации будет распространяться запрет на предоставление платных медицинских услуг пациентам, включенным в программы добровольного и обязательного медицинского страхования, по видам и условиям оказания медицинской помощи.
В целях усиления привлекательности для граждан приобретения программ добровольного медицинского страхования, дополнительного к ОМС, следует внести изменения в порядок осуществления налогового вычета, предоставляемого работающим гражданам путем уменьшения размера налогооблагаемой базы по месту работы гражданина при условии приобретения ими данных страховых продуктов.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам будет возлагаться на страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС. Тем самым, страховые медицинские организации будут обеспечивать безусловное выполнение обязательств медицинских организаций по оказанию медицинской помощи и выступать в качестве гаранта реализации прав застрахованного лица в рамках договоров дополнительного медицинского страхования (сверх обязательного медицинского страхования) при оказании застрахованным лицам дополнительных медицинских или иных услуг.
Стоимость страховых продуктов для граждан будет дифференцироваться в зависимости от уровня ответственности за свое здоровье (своевременное прохождение диспансеризации, участие в оздоровительных мероприятиях, отказ от вредных привычек и др.). Разработка данных механизмов позволит легализовать «теневые» соплатежи населения за оказанную медицинскую помощь и исключить «выпадения» из системы государственного контроля качества и доступности медицинской помощи, создать условия для консолидации финансовых потоков из разных источников и направления неконтролируемых потоков личных средств граждан через систему медицинского страхования.
Программы добровольного, дополнительного к ОМС, медицинского страхования направлены на переход к цивилизованному способу взаимодействия участников в сфере обязательного и добровольного медицинского страхования. Они позволяют не только привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, но и предоставить населению возможность выбора дополнительных медицинских услуг, не включенных в Программу государственных гарантий, и уровня сервиса.
Поэтапный рост объемов дополнительных страховых продуктов в долгосрочной перспективе позволит отказаться от оказания платных медицинских услуг медицинскими организациями – участниками базовой программы ОМС.
Развитие государственно-частного партнерства
Документ предусматривает развитие государственно-частного партнерства. Ключевыми направлениями развития и условиями внедрения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере здравоохранения являются:
принятие подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации федерального закона об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации в целях формирования единообразных подходов, эффективного внедрения и развития ГЧП в сфере здравоохранения;
разработка механизмов обеспечения окупаемости проектов ГЧП, в том числе с использованием мер государственной поддержки, при условии сохранения социальных обязательств государства в части оказания гражданам медицинской помощи;
финансовое обеспечение проектов ГЧП, содействие в доступе инвесторов к долгосрочным заемным источникам финансирования проектов ГЧП;
организационное сопровождение органами государственной власти
и органами местного самоуправления проектов ГЧП (от «идеи» до «проекта (продукта) под ключ»);
подготовка (повышение квалификации) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за сопровождение проектов ГЧП;
повышение эффективности использования государственного имущества, включая проработку вопросов совершенствования законодательства в сфере управления имуществом в здравоохранении.
Основными задачами развития механизмов ГЧП в здравоохранении на федеральном уровне являются:
запуск пилотных инвестиционных проектов по развитию находящейся в федеральной собственности инфраструктуры здравоохранения с привлечением внебюджетных источников финансирования на принципах ГЧП;
подготовка методических рекомендаций по развитию государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации в области здравоохранения;
подготовка предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу, позволяющих обеспечить создание требуемых правовых условий для интенсификации использования механизмов ГЧП, а также по совершенствованию мер государственной поддержки реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры здравоохранения с привлечением внебюджетных источников финансирования на принципах ГЧП.
Вероника Скворцова призвала Общественный совет проявлять большую активность и выступать инициатором обсуждения приоритетных вопросов развития здравоохранения: «Минздрав России всегда открыт для диалога - только совместно мы сможем решить проблемы, которые есть в нашей отрасли». Общественный совет представит свои предложения по доработке стратегии до 20 января.
ФОТО - с сайта Министерства здравоохранения РФ