Региональные льготники

Как Минздрав Московской области не спешит закупать лекарства для онкобольных по программе ДЛО  и как  в области не торопятся  защищать права пациента  на получение жизненно необходимого лекарства 

Мы  уже знаем, что Московская область   занимает лидирующие позиции в России  по отказам в лекарственном обеспечении онкопациентов.  И что совсем печально,  в этом его негласно поддерживают некоторые контролирующие органы Московской области, не желающие чего-либо предпринимать по жалобам пациентов. Чиновники не жалуются на здоровье, у них все хорошо сложилось  и им нет дела до больных  и страдающих пациентов.  Как говорила одна из не жалующихся на здоровье чиновниц Минздрава, лечить онкопациентов дорогостоящими лекарствами не выгодно и имеет смысла, все равно они умрут. И это весьма распространенная   среди чиновников позиция. Потом у нее  был  обнаружен рак.  Интересно, поменялось ли ее  мнение и отказалась ли она от противоопухолевых лекарств, экономя бюджетные деньги на себе?  

Нужно отметить, что  пациенты очень верят в то, что  кто-то из чиновников Минздрава им  поможет, когда узнает о их проблеме:  плохой врач не выписывает льготный рецепт на лекарство, с которого пациенту стало лучше !!!  И очень удивляются, когда получают отказы из Минздрава и нежелание вообще с ними разбираться. Ну нет в Московской области денег на дорогостоящие лекарства для онкопациентов даже по федеральной льготе, а уж о региональной льготе   тем более нет.  Хотя  нормативные акты в Московской области напринимали и льготные перечни составили. Для порядка, что у проживающих в Московской области граждан  имеются гарантии льготного лекарственного обеспечения. Ну а на практике оказывается, что  их нет.  

Подтверждением тому является история  одной из пациенток, проживающих в Московской области, которая жаловалась на отказ в лекарствах, но  ее жалобу  перенаправляли в Звенигородскую ЦРБ, которая держала  оборону и лекарство, которое кстати, входило в федеральный  и  региональный Перечни лекарств, заказывать не собиралась. А Минздрав Московской области упорно не включал формулярное лекарство в плановую заявку или вычеркивал, уж не знаю подробностей. Факт тот, что лекарство ей  назначено, входит в льготный федеральный перечень, ей требуется  ежемесячное получение лекарства, но чиновники стараются этого не замечать несколько месяцев. А разовое предоставление лекарства расценивается как выполнение всех гарантий и не является нарушением прав пациента.

Я сталкивалась с отказами в лекарствах в других регионах, но в г. Одинцово Московской области ситуация с  бездействием  уполномоченных и некоторых  контролирующих органов удивила и меня.

Итак, пациентка оказалась настойчивой и везде по несколько раз писала, так как лекарство , входящее в льготные перечни, ей не предоставляли регулярно.

Из приведенной ниже истории с обеспечением пациентки льготными лекарствами по программе ДЛО в Московской области  можно сделать вывод, что ни одна из указанных структур  не собирается защищать законные права пациентки   на получение гарантированной  Конституцией и федеральными законами медицинской помощи в виде обеспечения льготными лекарствами. 

Обращение  в  прокуратуру Московской области

Жалоба перенаправлена Одинцовскому городскому прокурору и в Минздрав Московской области для  проверки доводов жалобы. 

Обращение  в   Минздрав Московской области

Март 2013 г.  -   получен ответ из Минздрава Московской области. где рекомендовано

обращаться  по телефону  горячей  линии Минздрава Московской области.

Апрель 2013 г. -  получен ответ из Минздрава Московской области. где рекомендовано

обращаться  по телефону  горячей  линии Минздрава Московской области.

Август 2013г.  - получен ответ из Минздрава Московской области  о том, что по вопросам обеспечения лекарствами   необходимо обращаться в МУЗ Звенигородская ЦРБ по телефону.

Сентябрь 2013 г. - получен ответ из Минздрава Московской области с рекомендаций для получения лекарства обращаться  к руководству МУЗ «Звенигородская ЦРБ» по телефону. 

Обращение  в  Прокуратуру г. Одинцово

Февраль 2013г. – получен ответ, что заявка на  препарат в августе, ноябре и декабре 2012г.  не была утверждена Минздравом Московской области, в июле заявка на лекарство   не была утверждена. Мер для прокурорского реагирования не имеется.

Июль 2013г. – установлено, что  в 2013 году пациентка  получала лекарство с января по апрель, в дальнейшем препарат  отсутствовал в федеральной заявке  на лекарства, формируемой и утверждаемой Минздравом Московской области и что  надзор за законностью действий и решений Минздрава области  в компетенцию прокуратуры не входит, рекомендовано обращаться в суд.

Сентябрь 2013 года   - установлено, что  в 2013 году пациентка  получала лекарство  с января по апрель, в дальнейшем препарат отсутствовал в федеральной заявке  на лекарства, формируемой и утверждаемой Минздравом Московской области и что  надзор за законностью действий и решений Минздрава области  в компетенцию прокуратуры не входит, рекомендовано обращаться в суд.  

Обращение  в   Минздрав  РФ

Февраль 2013 г. -  получен ответ из Минздрава Российской Федерации с рекомендацией за получением льготных лекарств обращаться в медицинскую организацию по месту жительства и в орган управления здравоохранением. 

Обращение  в   органы Федерального  Росздравнадзора

Июль 2013г- информирована о переадресации жалобы в Правительство Московской области 

Обращение  в  Орган территориального Росздравнадзора по Москве и Московской области

Июль 2013 г. - ответ, что  обращение направлено в Правительство Московской области для рассмотрения.

Март 2014г. - жалоба перенаправлена   министру здравоохранения Московской области с просьбой рассмотреть и сообщить о принятых мерах в максимально короткий срок. 

Обращение  к Президенту РФ

В апреле 2013 года получен ответ из Администрации Президента о направлении жалобы в Правительство Московской области с просьбой проинформировать о принятых мерах.

Ответа из Правительства  нет. 

 

Из указанной переписки следует,  что  жалоба постоянно пересылается  в Минздрав Московской области, который упорно рекомендует   пациентке  позвонить по телефону в Звенигородскую ЦРБ.

Администрация Президента,  Федеральный и  территориальный Росздравнадзор направляют жалобу в Правительство Московской области, которое молчит. То есть направляют жалобу в неподведомтственнуе структуру и даже не в Минздрав. Правительство области утверждает и устанавливает порядки  мер соц.поддержки и Порядки обеспечения граждан лекарствами , утвердило программу гос.гарантий оказания медицинской помощи, то есть свои задачи  в соответствии  с полномочиями, указанными  в Законе Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-ОЗ выполнило. 

Прокуратура Одинцовского района не считает отсутствие закупок  льготных лекарств по программе ДЛО на территории Московской области и отказ в лечении пациентов -   нарушением закона и  не относит надзор за соблюдением законов  на подведомственной территории  к своей компетенции. 

Тем не менее,  статья 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает , что в органах прокуратуры разрешаются жалобы и иные обращения,  содержащие сведения о нарушении законов. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Предметом надзора прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации , исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина  исполнительными органами субъектов Российской Федерации  ( ст. ст. 22, 26  Закона). Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Ни одно из указанных условий выполнено не было.

А вот Сергиево-Посадская прокуратура  посчитала  отказ в лекарственном обеспечении   нарушением прав  пациента. Прокурор установил, что  МУЗ СП МР «Районная больница» необходимую потребность в препаратах Рекормон и Венофер заявляет не в полном объеме. Недостаточное обеспечение  препаратом Хумалог связано с отсутствием его позиции в заявках Министерства здравоохранения Московской области на июль, октябрь и ноябрь 2011 года. Препарат Альфа-ДЗ-Тева заявлялся МУЗ СП МР «Районная больница», но утверждался Министерством здравоохранения Московской области не в полном объеме. Отмечено, что гарантия предоставления  льготных лекарственных средств не была обеспечена вследствие нарушения врачом МУЗ СП МР «Районная больница» Приказа Министерства здравоохранения Московской области от 18.02.2008г. № 62 «О порядке лекарственного обеспечения за счет бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки». В этой связи, Сергиево-Посадской городской прокуратурой 25.11.2011г. начальнику управления здравоохранения Сергиево-Посадского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства.

А Мытищинская городская прокуратура через суд взыскала с Министерства здравоохранения Московской области денежные средства, затраченные инвалидом на приобретение лекарств.

Поэтому, несмотря на печальный рассказ , жаловаться на отказ в лекарствах  все таки нужно, в том числе и в прокуратуру.  Если бы пациентка не  жаловалась, лекарство она бы вообще не получила. Да и прокуроры в Московской области  как видим, разные.  

Про нормативные акты,  устанавливающие порядок обеспечения льготными лекарствами региональных льготников, к которым относятся онкопациенты без группы инвалидности, а в некоторых случаях и имеющие группу инвалидности, про льготные перечни и др. читайте в разделе « Правовая поддержка». 

Консультация  в разделе « Правовая поддержка».

Порядок лекарственного  обеспечения онкобольных без группы инвалидности   в Московской  области.

Куда  и как  жаловаться на отказ в лекарственном обеспечении ( отказ в выписке льготного рецепта, отказ  выдать льготное лекарство в аптеке  и др. с приложением образцов жалоб)  указано в разделе  « Правовая поддержка»  - «Образцы жалоб на отказ в лекарственном обеспечении и рекомендации по их составлению»   или в блоге - « Не бойтесь жаловаться на отказ в лекарствах». В жалобе, адресатом  кроме указанных структур, указывайте  уполномоченного по правам человека в Московской области.  Желательно  делать «веерную рассылку» т.е. в одной жалобе указывать всех адресатов.  При этом  мы уже  знаем, что в прокуратуру можно жаловаться лишь  при письменном отказе уполномоченного органа решить проблему, т.е.  в местный Минздрав.

Нормативные акты, касающиеся лекарственного обеспечения инвалидов уже приводились,  поэтому сейчас в разделе «Правовая поддержка»  размещен Порядок лекарственного  обеспечения онкобольных без группы инвалидности   в Московской  области.
Приведенные там нормативные акты следует почитать для того, чтобы знать, каким образом должны действовать органы управления здравоохранением и подчиненные ему структуры для обеспечения пациента  льготными лекарствами, знать  о своих правах на льготные лекарства, на порядок включения пациента в ежемесячную лекарственную заявку и ее утверждение Минздравом области, доставку ее в льготную аптеку.
Чтобы знать, с какого момента и кто нарушил права пациента  на получение льготного лекарства и  с кого  это лекарство начинать требовать.         
В случае отказа в лекарственном обеспечении, пациенты имеют право сделать письменный запрос в Министерство здравоохранения Московской области о причине не обеспечения их льготным лекарством,  а Минздрав Московской области обязан ответить на основании  указанного ниже по тексту Административного регламента.
Нормативные акты имеются. Но они не всегда выполняются по  разным причинам, основной из которых являются ссылки на отсутствие финансирования. Так ли это, мы проверить  не можем. Остается жаловаться на отказ в лекарственном обеспечении в прокуратуру, уполномоченному по правам человека, (инвалидам дополнительно в Росздравнадзор),   в СМИ и другие публичные органы и лучше это делать, приведя в жалобе  ссылки на нормативные акты, гарантирующие права пациентов.  

Порядок лекарственного  обеспечения онкобольных без группы инвалидности   в Московской  области  
РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ЛЬГОТНИКИ

Нормативные акты Московской области, на основании которых онкобольные без группы инвалидности  должны быть обеспечены льготными лекарствами: 

Постановление Правительства Московской области
от 29 декабря 2007 г. N 1064/48 "Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области".

  • Приказ Минздрава Московской области  от 18 февраля 2008 г. N 62

«Порядок лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки»

  • Письмо Минздрава Московской области  от 25 января 2013 г. N 02-13/59исх – об отмене КЭК.

Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 4 февраля 2013 г. N 106 "Об утверждении Перечней лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-ти процентной скидкой со свободных цен"

  • Статья 1 и 18  Закона  Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ (ред. от 30.12.2013) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 15.03.2006 N 5/171-П)
  • Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан в Министерстве здравоохранения Московской области (далее - Административный регламент)

Постановление Правительства Московской области
от 29 декабря 2007 г. N 1064/48
"Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области"

В соответствии с Законами Московской области "О здравоохранении в Московской области", "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" Правительство Московской области постановляет:

1. Настоящий Порядок определяет взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области и определенных Законом Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" (далее - отдельные категории граждан).

2. Министерство здравоохранения Московской области в целях предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:

2.1. Утверждает:

- Перечень аптечных организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан;
- Перечень лечебно-профилактических учреждений, расположенных на территории Московской области, врачи (фельдшеры) которых имеют право на оформление рецептурных бланков на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения ими отдельных категорий граждан;

- Перечень врачей и фельдшеров лечебно-профилактических учреждений, которым разрешается оформление рецептурных бланков на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения ими отдельных категорий граждан;
- Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, и доводит его до сведения органов управления здравоохранением муниципальных образований Московской области (далее - Перечень);

- Порядок формирования и внесения изменений в Московский областной регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки в части лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области (далее - областной регистр).
2.2. Организует работу по составлению и ежемесячному внесению изменений в областной регистр.
2.3. Направляет для руководства в работе утвержденный областной регистр органам управления здравоохранением муниципальных образований Московской области и аптечным организациям, участвующим в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан.

2.4. Осуществляет сбор и обобщение заявок муниципальных образований Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень, указанный в подпункте 2.1. настоящего пункта, и формирует Сводную заявку Московской области на соответствующий период.

3. Поставщик в рамках государственного контракта:

3.1. Осуществляет поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов для реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан.

3.2. Представляет в Министерство здравоохранения Московской области акт о выполнении поставки по государственному контракту с приложением следующих документов:

- счета;
- счета-фактуры;
- накладной на поставленные лекарственные средства, изделия медицинского назначения и расходные материалы (с отметкой получателя в случае их поставки в адрес получателя).
4. Фармацевтическая организация в рамках государственного контракта:

4.1. Осуществляет доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные организации в соответствии со Сводной заявкой Московской области, а также на основании распорядительных актов Министерства здравоохранения Московской области.

4.2. На основании данных, представляемых аптечными организациями, участвующими в реализации мер социальной поддержки, формирует в разрезе муниципальных образований Московской области реестры рецептов, обеспеченных лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и подтверждающих их выдачу отдельным категориям граждан, и на основе данных реестров - сводные реестры рецептов Московской области.

4.3. Представляет в Министерство здравоохранения Московской области не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, документацию, предусмотренную в рамках заключенного государственного контракта.

5. Органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области:

5.1. Представляют в Министерство здравоохранения Московской области в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, сведения о лицах, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований Московской области и получивших право в соответствии с законодательством Московской области на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению, для внесения изменений в областной регистр.

5.2. Направляют в лечебно-профилактические учреждения для руководства в работе утвержденный областной регистр в течение 2 дней со дня его получения от Министерства здравоохранения Московской области.

5.3. Формируют и представляют на утверждение в Министерство здравоохранения Московской области заявки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан в порядке, установленном Министерством здравоохранения Московской области.

6. Лечебно-профилактические учреждения, участвующие в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан:

6.1. Обеспечивают выполнение мер социальной поддержки при лечении отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях в порядке, установленном Министерством здравоохранения Московской области.

6.2. Формируют сведения о лицах, получивших право на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению, для внесения в областной регистр и направляют в органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области.

6.3. Определяют потребность в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, включенных в Перечень, указанный в подпункте 2.1. пункта 2 настоящего Порядка и утверждаемый Министерством здравоохранения Московской области, и направляют в органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области для формирования заявки муниципального образования Московской области на соответствующий период.

7. Аптечные организации, участвующие в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан:

7.1. Взаимодействуют с лечебно-профилактическими учреждениями по формированию заявки муниципального образования Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

7.2. Осуществляют выдачу лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан на основании рецептов, оформленных врачами (фельдшерами) лечебно-профилактических учреждений, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Московской области.

7.3. Представляют в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области по установленной форме сведения о выданных отдельным категориям граждан лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. 

Также имеется Приказ Минздрава Московской области  от 18 февраля 2008 г. N 62
«Порядок лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки»в ред. от 13.08.2008 N 466, от 10.11.2008 N 688).
Порядком регулируются  мероприятия (осуществляемые уполномоченными органами)  по   обеспечению лекарствами инвалидов ( федеральных)  и онкобольных (региональных) льготников за счет средств РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Приложения к приказу не приводятся.

Приказ Минздрава Московской области  от 18 февраля 2008 г. N 62
«Порядок лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки»

1. Министерство здравоохранения Московской области:
1.1. Организует сбор ежемесячных плановых заявок муниципальных образований на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Министерством здравоохранения Московской области:
1.1.1. Устанавливает критерии обоснования (защиты) ежемесячных плановых заявок муниципальных образований на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
1.1.2. Определяет и доводит до сведения руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований информацию о рекомендованных объемах финансирования обеспечения необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на соответствующий период в рамках государственного контракта.
1.1.3. Устанавливает график представления и защиты муниципальными образованиями ежемесячных плановых заявок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
1.2. Ежемесячно в срок до 15-го числа текущего месяца формирует сводную заявку Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в разрезе муниципальных образований и аптечных организаций) на основании ежемесячных плановых заявок муниципальных образований на соответствующий период.
1.3. В срок до 20-го числа текущего месяца направляет в ГУП МО "Мособлфармация" утвержденную сводную заявку Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (за исключением лекарственных средств, назначаемых по решению Контрольно-экспертной комиссии по дополнительному лекарственному обеспечению при Министерстве здравоохранения Московской области) на электронном и бумажном носителях.
1.4. Принимает решение в исключительных случаях об обеспечении необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан по внеплановой срочной заявке муниципального образования в рамках государственного контракта. Утвержденные внеплановые срочные заявки направляет в ГУП МО "Мособлфармация" на бумажном носителе по мере необходимости.
1.5. Направляет копии утвержденных заявок муниципальных образований в органы управления здравоохранением муниципальных образований.
1.8. Организует рассмотрение на заседаниях Контрольно-экспертной комиссии по дополнительному лекарственному обеспечению при Министерстве здравоохранения Московской области документов, представленных органами управления здравоохранением муниципальных образований Московской области для принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не вошедших в Перечень лекарственных средств, утвержденный Министерством здравоохранения Московской области.
1.9. Организует закупку и поставку по заключенным государственным контрактам (договорам) лекарственных средств и изделий медицинского назначения на основании решений Контрольно-экспертной комиссии об обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, не вошедшими в Перечень лекарственных средств, утвержденный Министерством здравоохранения Московской области.
2. Органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области (главные врачи ЦГБ/ЦРБ):
2.1. Организуют работу по выписке врачами (фельдшерами) лечебно-профилактических учреждений, включенных в Реестр в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Московской области, устанавливающий право врача на оформление рецептов отдельным категориям граждан, и осуществляют строгий контроль в части недопустимости выписки рецептов иными врачами.
2.2. Проводят анализ обоснованности назначения лекарственных средств, выписки рецептов, потребности муниципального образования в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для составления плановой заявки муниципального образования.
2.3. Осуществляют мероприятия по взаимодействию между аптечными организациями и лечебно-профилактическими учреждениями по вопросу наличия лекарственных средств, возможности оформления рецептов с учетом сложившейся дефектуры и определения потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
2.4. Организуют работу центральной врачебной комиссии муниципального образования и врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений по рассмотрению обоснованности назначения и выписке рецептов на лекарственные средства для обеспечения отдельных категорий граждан. При выявлении фактов необоснованного назначения лекарственных средств и изделий медицинского назначения проводят административное расследование с принятием соответствующих мер в рамках действующего законодательства.
2.5. Ежемесячно формируют плановую заявку муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с утвержденным Перечнем (за исключением лекарственных средств, назначаемых по решению Контрольно-экспертной комиссии по дополнительному лекарственному обеспечению при Министерстве здравоохранения Московской области) на основании сложившейся потребности и с учетом остатков лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях. Заявку формируют с разбивкой по аптечным организациям, осуществляющим отпуск лекарственных средств по нозологическим формам, в соответствии с Перечнем, утвержденным настоящим приказом.
2.6. Ежемесячно представляют в Министерство здравоохранения Московской области в соответствии с установленным графиком на согласование плановую заявку муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в разрезе аптечных организаций). Заявка утверждается руководителем органа управления здравоохранением муниципального образования и представляется на электронном и бумажном носителях.
2.7. Обосновывают (защищают) плановую заявку муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения по установленным Министерством здравоохранения Московской области критериям.
2.8. Доводят до сведения руководителей лечебно-профилактических учреждений и аптечных организаций утвержденные Министерством здравоохранения Московской области заявки муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
2.9. На основании представленных аптечными организациями данных о рецептах, принятых на отсроченное обслуживание, формируют внеплановые срочные заявки на лекарственные средства и направляют в Министерство здравоохранения Московской области по форме, определенной настоящим Порядком (приложение 3 к Порядку).
3. Лечебно-профилактические учреждения, участвующие в реализации мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан:
3.1. Осуществляют выписку рецептов отдельным категориям граждан в соответствии с Перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Московской области, на основании установленных стандартов лечения отдельных нозологий и представленной плановой заявки.
3.2. Формируют потребность в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан на основании проводимого анализа сложившейся выписки рецептов и специфики муниципального образования по отдельным нозологиям и направляют в орган управления здравоохранением муниципальных образований.
3.3. Взаимодействуют с аптечными организациями, осуществляющими отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан, в части согласования плановой заявки муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения с учетом товарных остатков, сформировавшихся в предыдущие периоды.
3.4. Несут ответственность за обоснованность назначения лекарственных средств и достоверность оформления рецептурных бланков.
4. Аптечные организации, осуществляющие отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан:
4.1. Осуществляют отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан по рецептам, выписанным врачами лечебно-профилактических учреждений, в рамках утвержденной заявки.
4.2. Представляют в орган управления здравоохранением муниципальных образований в целях формирования заявки сведения о наличии товарных остатков лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе и централизованно закупленных в рамках областных целевых программ и поступивших в аптечные организации в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения Московской области.
4.3. В случае отсутствия необходимого лекарственного средства в аптечном учреждении на момент обращения гражданина рецепт принимают на отсроченное обслуживание и обеспечивают в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
4.4. Еженедельно направляют в орган управления здравоохранением муниципального образования сведения о рецептах, принятых на отсроченное обслуживание.
4.5. Обеспечивают учет лекарственного обеспечения на базе автоматизированной программы МАКАСМО ООО "Инфомед", используемой для персонифицированного учета граждан, в отношении которых приняты меры социальной поддержки.
4.6. Представляют в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в органы управления здравоохранением муниципальных образований по установленной форме сведения о выданных отдельным категориям граждан лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
4.7. Ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в ГУП МО "Мособлфармация" реестр рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпущенные отдельным категориям граждан.
5. ГУП МО "Мособлфармация":
5.1. Осуществляет поставку в аптечные организации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Московской области, лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии со сводной ежемесячной заявкой Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в рамках государственного контракта, внеплановыми срочными заявками.
5.2. Осуществляет контроль соответствия поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные организации рекомендованным объемам финансирования.
5.3. Представляет в органы управления здравоохранением муниципальных образований 2 раза в месяц и в Министерство здравоохранения Московской области еженедельно информацию о соответствии поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения рекомендуемым объемам финансирования.
5.4. Представляет в Министерство здравоохранения Московской области в срок не позднее 20-го числа текущего месяца на электронном носителе информацию о перечне лекарственных средств, находящихся в дефектуре.
5.5. Еженедельно представляет в Министерство здравоохранения Московской области информацию о произведенных поставках с указанием торговых наименований, суммы, количества в разрезе аптечных организаций муниципальных образований.
5.6. Формирует реестры рецептов муниципальных образований на основании данных, представляемых аптечными организациями, и далее сводный реестр рецептов Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпущенные отдельным категориям граждан.
5.7. Представляет в Министерство здравоохранения Московской области не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, сводные реестры рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в разрезе аптечных организаций (на электронном носителе) и в целом по Московской области (на бумажном и электронном носителях), а также счета на оплату услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
5.9. Ежемесячно представляет органам управления здравоохранением муниципальных образований дискеты для формирования плановых заявок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

III. Организация обеспечения отдельных категорий
граждан наркотическими средствами

1. Заявка на наркотические средства формируется непосредственно аптечной организацией, имеющей лицензию на право осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в рамках государственного контракта и в соответствии с утвержденными нормативами потребности в наркотических средствах и в срок до 20 числа текущего месяца в надлежащем исполнении направляется в ГУП МО "Мособлфармация" для дальнейшего обобщения.
2. ГУП МО "Мособлфармация" в срок до 27 числа текущего месяца представляет заявки, поступившие от аптечных организаций, а также сводную заявку на наркотические средства на бумажном носителе в Министерство здравоохранения Московской области для утверждения.
3. ГУП МО "Мособлфармация" осуществляет поставку наркотических средств по утвержденным Министерством здравоохранения Московской области заявкам в соответствии с утвержденным графиком.

IV. Организация лекарственного обеспечения отдельных
категорий граждан по решению Контрольно-экспертной
комиссии по дополнительному лекарственному обеспечению
при Министерстве здравоохранения Московской области

1. Контрольно-экспертной комиссией по дополнительному лекарственному обеспечению при Министерстве здравоохранения Московской области (далее - Контрольно-экспертная комиссия) проводится экспертная оценка обоснованности назначения отдельным категориям граждан лекарственных средств, в том числе рекомендованных в областных лечебно-профилактических учреждениях и научно-исследовательских институтах, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи при амбулаторном лечении.
2. Перечень лекарственных средств, обоснованность назначения которых рассматривается на заседаниях Контрольно-экспертной комиссии, определяется Министерством здравоохранения Московской области.
3. Решение Контрольно-экспертной комиссией принимается на основании представленной органами управления здравоохранением муниципальных образований медицинской документации:
- ксерокопия рекомендаций специалистов федеральных или областных специализированных медицинских учреждений;
- выписка из амбулаторной карты больного с обоснованием назначения;
- протокол заседания центральной врачебной комиссии органа управления здравоохранением муниципального образования;
- сводный лист по форме, определенной настоящим Порядком, на бумажном и электронном носителях в формате Excel (приложение 1 к Порядку).
4. Прием документов для рассмотрения на заседаниях Контрольно-экспертной комиссии проводится 2 раза в неделю в соответствии с графиком, определенным Министерством здравоохранения Московской области.
5. Заседания Контрольно-экспертной комиссии проводятся не реже 1 раза в месяц.
6. По итогам заседания Контрольно-экспертной комиссии оформляется протокол и направляется в органы управления здравоохранением муниципальных образований для формирования заявки на лекарственные средства и оформления рецептурных бланков на них.
7. Заявки, сформированные на основании решения Контрольно-экспертной комиссии, представляются органами управления здравоохранением муниципальных образований в Министерство здравоохранения Московской области по форме, определенной настоящим Порядком (приложение 2 к Порядку).
8. Заявки на лекарственные средства, сформированные на основании решения Контрольно-экспертной комиссии и утвержденные Министерством здравоохранения Московской области, направляются в ГУП МО "Мособлфармация" для осуществления поставки лекарственных средств в аптечные организации.

V. Обеспечение отдельных категорий граждан, отнесенных к ответственности Московской области и Российской Федерации, лекарственными препаратами,
не включенными в перечни лекарственных средств, утвержденные Министерством здравоохранения Московской области

1.1. Обеспечение отдельных категорий граждан, отнесенных к ответственности Российской Федерации, лекарственными средствами, не включенными в федеральный перечень, но включенными в региональный перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Московской области, осуществляется за счет средств бюджета Московской области по решению центральной врачебной комиссии муниципального образования (за исключением лекарственных средств, назначаемых по решению Контрольно-экспертной комиссии).
1.2. Заявки, сформированные органом управления здравоохранением муниципального образования на основании решения центральной врачебной комиссии по форме, определенной настоящим Порядком (приложение 4 к Порядку), утверждаются Министерством здравоохранения Московской области и направляются в ГУП МО "Мособлфармация" для осуществления поставки.
1.3. Обеспечение лекарственными средствами по решению Контрольно-экспертной комиссии осуществляется в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.
2.1. Обеспечение отдельных категорий граждан, отнесенных к ответственности Московской области и Российской Федерации, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, не включенными в перечни, утвержденные Министерством здравоохранения Московской области, осуществляется в исключительных случаях за счет средств бюджета Московской области по решению Контрольно-экспертной комиссии.
2.2. Решение Контрольно-экспертной комиссией принимается на основании медицинской документации, представленной органами управления здравоохранением муниципальных образований в соответствии с пунктом 3 раздела IV настоящего Порядка.
2.3. Поставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не включенных в перечни, утвержденные Министерством здравоохранения Московской области, осуществляется ГУП МО "Мособлфармация" в соответствии с распорядительными актами Министерства здравоохранения Московской области (письмами, указаниями, приказами).
3. Учет и хранение рецептов, по которым аптечными организациями отпущены лекарственные средства в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего раздела, ведутся отдельно.

VI. Организация обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, закупленными централизованно за счет
средств бюджета Московской области

1. ГУП МО "Мособлфармация" осуществляет поставки в аптечные организации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупленных централизованно за счет средств бюджета Московской области и входящих в Перечень лекарственных средств, утвержденный Министерством здравоохранения Московской области, по утвержденным заявкам, в том числе по заявкам, сформированным на основании решения Контрольно-экспертной комиссии.
2. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отсутствующие в Перечне лекарственных средств, поставляются ГУП МО "Мособлфармация" в аптечные организации на основании планов распределения к Указаниям Министерства здравоохранения Московской области.

Контрольно – экспертная комиссия  - отменена

Письмо МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ   от 25 января 2013 г. N 02-13/59исх – отмена КЭК при МЗ МО

Министерством здравоохранения Московской области отменено действие приказа от 11.01.2013 N 9 "Об организации работы контрольно-экспертной комиссии Министерства здравоохранения Московской области" (приказ Минздрава МО от 23.01.2013 N 43).
Назначение и выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, врачами или врачами-специалистами осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" лечащим врачом, врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения самостоятельно или на основании решения врачебной комиссии медицинской организации (п. 2.4.1 и п. 2.4.2 названного приказа).
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" врачебная комиссия медицинской организации осуществляет функции внутреннего контроля по оценке качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в карту амбулаторного больного.
Врачи, выписывающие рецепты, несут ответственность за назначение лекарственного препарата конкретному больному в соответствии с медицинскими показаниями и правильность оформления рецепта.
Государственный контроль за обоснованностью назначения и выписывания рецептов лекарственных препаратов в медицинских организациях в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждаемым в установленном порядке, стандартами медицинской помощи, а также правильностью оформления врачами рецептурных бланков осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Министр здравоохранения Московской области Н.В. Суслонова

(Примечание –вместо Приказа №  МЗ РФ № 110 действует Приказ МЗ РФ № 1175н).
Возникает вопрос – почему в Приказ Минздрава Московской области  от 18 февраля 2008 г. N 62 «Порядок лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки» не внесены соответствующие изменения?  Изменения в Приказ не вносились с 2008 года.

Льготный Перечень лекарств для региональных льготников и если лекарство не входит в льготный Перечень

Мы знаем, что льготные лекарства предоставляются, если они входят в льготный Перечень лекарств, но могут предоставляться лекарства ,  и не входящие в региональный Перечень .
Об этом указано в   статье 18 Закона  Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ (ред. от 30.12.2013) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 15.03.2006 N 5/171-П).
Указано, что «Лицам, страдающим социально значимыми ( относится ЗНО)  и иными заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, финансирование которых является обязательством бюджета Московской области».
«Лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными средствами, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации либо Московской области, в случае необходимости по медицинским показаниям предоставляются лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не предусмотренные в перечнях, установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения и социального развития, и в перечнях, утвержденных центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения».

Примечание. Ссылки на указанные положения  статьи 18  Закона  могут пригодиться  онкобольным пациентам, которым отказывают в назначении и выписке  необходимого лекарства  по причине его отсутствия в льготном Перечне.  Лекарства  должны быть  предоставлены пациенту за счет бюджета Московской области. Ссылки на приведенные в статье   положения нормативных актов  можно приводить  в жалобах при  отказе в назначении и выписке льготного лекарства в зависимости от ситуации с отказом.

Льготные  перечни  лекарств

Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 4 февраля 2013 г. N 106 "Об утверждении Перечней лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-ти процентной скидкой со свободных цен"

Во исполнение постановления Правительства Московской области от 29.12.2007 N 1064/48 "Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области" (в ред. постановлений Правительства МО от 11.03.2009 N 196/10, от 10.03.2010 N 130/9) приказываю:
Утвердить:
- Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен (приложение 1);
- Перечень лекарственных препаратов для индивидуальной закупки в целях обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых по жизненно необходимым показаниям при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно (приложение 2);
- Перечень лекарственных препаратов, распределяемых Министерством здравоохранения Московской области, для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно (приложение 3).
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра здравоохранения Правительства Московской области Антонову Н.В., Герцева К.Б., Тамазян Г.В.

Остались вопросы?
Напишите нам!